Разностороннее развитие детей • Мама форум — беременность, роды, новорожденные дети, семья.

Разностороннее развитие детей

Обсуждаем проблемы, делимся опытом...

Разностороннее развитие детей

UNREAD_POST Kryukova » 17 ноя 2011, 20:44

Концепция художественного образования в РФ нацелена на обеспечение реализации нравственного потенциала искусства как средства формирования и развития этических принципов и идеалов личности; использвание возможности искусства, художественно-творческой деятельности в целях коррекционной педагогики, психофизического оздоровления детей; выявление художественно одаренных детей и обеспечение соответствующих условий для их образования и творчества .
Детство каждого из нас проходит в мире ролевых игр, которые помогают ребенку освоить правила и законы взрослых людей. Игры для детей можно рассматривать как импровизированные театральные постановки, в которых кукла или сам ребенок имеет свои вещи, игрушки, мебель, одежду и т.д. Ребенку предоставляется возможность побывать в роли актера, режиссера, декоратора, бутафора, музыканта. Каждый ребенок играет по-своему, но все они копируют в своих играх взрослых. По играм и как в них играют дети можно представить наше будущее общество.
Поэтому особое значение в детских образовательных учреждениях можно и нужно уделять театрализованной деятельности, всем видам детского театра, которые помогут сформировать правильную модель поведения в современном мире, повысить общую культуру ребенка, познакомить его с детской литературой, музыкой, изобразительным искусством, правилами этикета, обрядами, традициями. Любовь к театру становится не только ярким воспоминанием детства, но и ощущением праздника, проведенного вместе со сверстниками, родителями и педагогами в необычном волшебном мире.
Театрализованная деятельность в детском саду – это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания творческой направленности личности. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа, у них развивается творческое воображение, ассоциативное мышление, умение видеть необычные моменты в обыденном.
Кроме того, коллективная театрализованная деятельность направлена на целостное воздействие на личность ребенка, его раскрепощение, вовлечение в действие, активизируя при этом все имеющиеся у него возможности; на самостоятельное творчество; развитие всех ведущих психических процессов; способствует самопознанию, самовыражению личности при достаточно высокой степени свободы; создает условия для социализации ребенка, усиливая при этом его адаптационные способности, корректирует коммуникативные отклонения; помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, значимости, возникающих в результате выявления скрытых талантов и потенций.


Разностороннее развитие детей дошкольного возраста
в театрализованной деятельности

В современной психологии и педагогике отмечается влияние игры на психическое развитие ребенка: формирование мотивационно потребностной сферы, способностей, идеального плана сознания, преодоление познавательного эгоцентризма, интериоризацию социальных требований, нравственных норм и правил поведения, произвольности поведения, эмоциональное развитие и т. д. (Л. А. Венгер, О. А. Карабанова, Д. Б. Эльконин и др.). Исследователи, по-разному называя, выделяют сюжетноролевую игру (в определении Д.Б.Эльконина), которая рассматривается как ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте, определяющий развитие всех сторон личности ребенка и создающий «зону ближайшего развития» (Л.С.Выготский). Среди сюжетно-ролевых игр большинство ученых (Л.В.Артемова, Л.Г. Стрелкова, Е.Л.Трусова и др.) отмечают особую роль
театрализованных игр как необыкновенно насыщенной в эмоциональном отношении деятельности, в которой дети допускают руководство взрослого, не замечая его, поскольку желание поиграть в сказку огромно, доставляет радость и удивление — истоки творчества (Л.С.Выготский, Т.Рибо).
В работах психологов и педагогов, посвященных выявлению возможностей развития творческих способностей детей дошкольного возраста, выделяется особая роль театрализованной деятельности. Это обусловлено ее родством с театром - синтетическим видом искусства, соединяющий в себе слово, образ, музыку, танец, изобразительную деятельность (Л.С.Выготский, Б.М.Теплов, Д.В.Менджерицкая, Л.В.Артемова,
Е.Л.Трусова, Р.И.Жуковская, Н.С.Карпинская и др.) .
Значение и специфика театрального искусства заключаются в одномоментности сопереживания, познавательности, эмоциональности, коммуникативности, живом воздействии художественного образа на личность.
Театр — один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей, он позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, связанные с:
• художественным образованием и воспитанием детей;
• формированием эстетического вкуса;
• нравственным воспитанием;
• развитием коммуникативных качеств личности (обучением вербальным и невербальным видам общения);
• воспитанием воли, развитием памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи (диалога и монолога);
• созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряженности, решением конфликтных ситуаций через игру.
Театрализованная деятельность дошкольников базируется на принципах развивающего обучения, методы и организация которых опираются на закономерности развития ребенка, при этом учитывается психологическая комфортность, которая предполагает:
1) снятие, по возможности, всех стрессообразуюших факторов;
2) раскрепощенность, стимулирующую развитие духовного потенциала и творческой активности;
3) развитие реальных мотивов: а) игра и обучение не должны быть из-под палки; б) внутренние, личностные мотивы должны преобладать над внешними, ситуативными, исходящими из авторитета взрослого; в) внутренние мотивы должны обязательно включать мотивацию успешности, продвижения вперед («У тебя обязательно получится»).
Рассмотрим компоненты театрализованной игры и специфику ее использования в работе по развитию дошкольников (И.Г.Вечканова).
Прежде всего, это ее неоценимая роль в эстетическом развитии детей. В процессе восприятия художественного произведения у детей формируется особый вид познания в форме эмоциональных образов (Л.И.Божович, А.В.Запорожец, Я.3.Неверович). В них, с одной стороны, отражается внешняя реальность, с другой стороны, компонент в виде ощущений и представлений придает эмоциональному образу (в отличие от образа чисто рассудочного) побудительный, действенный характер отражения окружающей действительности.
Особая роль театрализованных игр в приобщении детей к искусству: литературному, драматическому, театральному. При грамотном руководстве у них формируются представления о работе артистов, режиссера, театрального художника, дирижера.
Дети осознают, что спектакль готовит творческий коллектив, а театр дарит радость и творцам, и зрителям, что позднее послужит основой для формирования обобщенного представления о назначении искусства в жизни общества (С.А. Козлова, Т.А. Куликова).
В определенный момент эстетическое восприятие дает толчок развитию познавательной деятельности ребенка, поскольку художественное произведение (изобразительное, музыкальное, литературное) не только
знакомит его с новыми явлениями, расширяет круг его представлений, но и позволяет ему выделить существенное, характерное в предмете, понять художественный образ (В.В.Зеньковский, А.Салиев).
Эстетическое восприятие детей не сводится к пассивной констатации фактов. Дошкольнику доступна внутренняя активность сопереживания, способность мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах
(Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, Л.С.Славина, Л.Г.Стрелкова и др.). Старшие дошкольники способны понимать внутренний мир персонажей и их противоречивый характер (Л.П.Бочкарева и др.). Это открывает перспективы использования театрализованной игры в нравственном развитии детей, когда полярные эталоны значимы в моменте соотнесения ребенком себя не только с положительным персонажем, но и с отрицательным. Благодаря этому зарождаются социальные чувства, эмоциональное отношение к событиям и поступкам, имеющим значение не только для него лично, но и для окружающих (Я.3.Неверович), что определяется как эмпатия или сочувствие, содействие (Л.И.Божович, Я.Рейковский).
Современные технологии воспитания предусматривают овладение детьми действиями с различными сенсорными эталонами, символами, моделями и т. д. (Б. Г. Ананьев, Л. А. Венгер, В.В.Давыдов, А.Н.Леонтьев,
П.И.Пидкасистый). Так, для овладения специфическими способами умственной деятельности, по мнению Л.А.Венгер, О.П.Гаврилушкиной и др., важны ролевая игра, речь, рисование, конструирование, т, е. символико моделирующие виды деятельности, механизмы которых складываются в дошкольном возрасте. Творческую деятельность детей организует взрослый, совместно с которым ребенок открывает для себя логику деятельности. На решение проблемы гармоничного развития различных психических сфер ребенка направлены современные технологии, в которых театрализованная игра рассматривается как одно из эффективных средств. В педагогической литературе театрализованная игра рассматривается и как средство развития детей.
Для ребенка-дошкольника основной путь развития — эмпирическое обобщение, которое опирается, прежде всего, на его наглядные представления. Основная форма организации опыта обобщения детей - наблюдение и экспериментирование (Н.Н.Поддьяков). Взрослый помогает проанализировать и обобщить этот опыт, подводит к установлению объективных зависимостей, к их фиксации в виде условных знаков. Второй формой организации опыта ребенка является «проживание» им различных ситуаций, выражение своего отношения к ним, выявление и обозначение их смысла в символической форме. Театрализованная игра является именно такой формой «проживания». Исследователи выделяют две группы способностей, важных для развития детей: моделирование и символизацию. В основе развития познавательных способностей детей дошкольного возраста лежат действия наглядного моделирования. К первому типу таких действий относятся действия замещения. Игровое употребление предметов (замещение) — важнейшая характеристика театрализованной игры. Основу игры составляет создание мнимых, воображаемых ситуаций, т. е. расхождение видимого и смыслового поля (Л.С.Выготский). Основная функция воображения заключается в порождении и структурировании образа мира (М.П.Короленко, А.Р.Лурия, М.М.Нудельман). Особенность игры состоит в том, что она представляет собой воображение в наглядно-действенной форме: ребенок, используя один предмет в качестве заместителей реальных предметов, осуществляет символизацию, т. е. происходит дифферен-
циация означаемого и означающего и рождение символа. В игре детей младшего возраста заместитель сохраняет сходство с моделируемым объектом по внешним признакам, для детей пяти-шести лет заместители становятся все более условными, символическими. В заданиях на замещение формируется умение применять «опредмечивающий» образ, т. е. ребенок находится на этапе построения общей идеи создания продукта воображения, который в шесть-семь лет строится способом «включения» в ситуацию, например, при сочинении сказок (И.Г.Вечканова). При использовании наглядной модели возможно формирование второго компонента процесса воображения - плана реализации идеи.
Д.Б.Эльконин указывает на «двойную» символизацию детской игры: при игровом употреблении предмета (при переносе действия на другой предмет, его переименовании) и при принятии на себя, выполнении роли
взрослого или персонажа, предполагающей обобщенное воспроизведение последовательности действий, выражающих ее социальную суть.
Психологическое значение замещения в игре состоит в том, что в процессе его мысль ребенка отделяется от действия. Необходима отправная точка (предмет-заместитель), а в театрализованной игре - кукла или
костюм. В этом заключается переходный характер игры, который делает ее промежуточным звеном между чисто ситуационной связанностью раннего возраста и мышлением, оторванным от «реальной ситуации»
(Л.С.Выготский).
Реальные отношения — также структурный компонент игры — представляют собой отношения между детьми как партнерами по совместной игровой деятельности и взрослым как возможным организатором и парт-
нером. В самостоятельной деятельности эти взаимоотношения намного сложнее, чем в игре, регламентированной заранее заданным жестким содержанием. Реальные отношения определяются особенностями личностного развития ребенка и характером межличностных отношений между сверстниками (Н.С.Пантина, Л.М.Шипицына). В функции реальных отношений входит планирование сюжета, распределение ролей, игровых предметов, контроль и коррекция выполнения ролей сверстниками-партнерами, т.е. позиционное замещение (А.В.Запорожец, С.Н.Карпов). Реальные отношения играют существенную роль в развитии коммуникативной и социальной компетентности ребенка, в его нравственном развитии. Феномен «заигрывания» является показателем развития ситуационного уровня за-
мещения. Выделение и отражение эмоций, переживаемых ребенком в процессе игры в ходе выполнения принимаемых на себя ролей, моделирующих реальные, значимые для него межличностные отношения, дает возможность прочувствовать последствия своих поступков, выявить новые значения своей деятельности, обеспечить формирование ее новых социальных мотивов (Л.Г.Стрелкова). Одной из задач организации игры становится ориентировка детей в проблемных и конфликтных ситуациях, создание условий для усвоения в процессе театрализации новых способов взаимодействия со сверстниками в психологически благоприятной атмосфере игровых занятий, осознание их благодаря оформлению в различных знаковых системах (вербализации, графике, пантомимике).
Развитие у ребенка способности к успешному разрешению проблемных ситуаций в театрализованной игре за счет эмоционально-личностной и интеллектуальной децентрации, т.е. умения увидеть, проанализировать, продраматизировать ситуацию с позиций разных персонажей, выделить новые свойства и условия ее разрешения, повышает степень социальной и когнитивной компетентности ребенка (О.А.Карабанова, В.Розентуллер).
Следование роли и тексту театрализованной игры, взаимоконтроль участников способствуют формированию произвольного поведения. В игре сенсомоторные функции, память приобретают качество произвольности
(А.В.Запорожец, О.А.Карабанова). Смысл деятельности, эмоциональность и «жизненность» художественных произведений оказывают существенное влияние на поведение ребенка (Б.М.Теплов). В процессе их восприятия дети переходят от «запаздывающей» к «опережающей» эмоциональной коррекции выполняемых действий (А.В.Запорожец, Я.3.Неверович).
По мнению И.Г.Вечкановой, режиссерская игра как форма организации деятельности детей позволяет изучить факторы, способствующие изменению эмоциональной регуляции ребенка, выявить особенности и средства совершенствования производных эмпатических эмоций, умения отражать чувства и состояния других, поскольку в этих играх быстро формируется чувство симпатии к взрослому, что обеспечивает эмоциональное благополучие воспитанника.
Волевая регуляция раскрывается в развитии чувства пространства (мизансцены), движений (жест, мимика, пантомима), когда необходимо выразить состояние души персонажа, ведет к гармонии души и тела.
Поскольку театрализованная игра строится по заранее определенному сценарию, в том числе и основанному на художественном произведении, выделим различие сюжета и содержания игры (Д.Б.Эльконин). Сюжет — это та сфера действительности, которая определена автором текста и моделируется, воспроизводится в театрализованной игре. Содержание игры — то, что именно воспроизводится в сюжете, т. е. моделирование социальных отношений и ситуаций в окружающем природном мире.
Учеными разработаны тесты и критерии определения уровня развитие театрально-игровых умений и навыков детей, которые представлены в программах дошкольного воспитания («Детство», «Развитие» и др.); сформулированы параметры диагностики и развития эмоциональной сферы у детей в процессе специально организованного общения с использованием игр-драматизаций. Разработаны варианты включения театрализованных игр в другие виды детской деятельности, например, выявлена взаимосвязь изобразительной и театрально-игровой деятельности в эстетическом воспитании детей: во-первых, в оформлении декораций, во-вторых, во взаимовлиянии на возникновение образов (Н.А.Ветлугина, Л.Г.Стрелкова). В первом случае изодеятельность является одним из составляющих компонентов театрализованной игры, в ходе которой оформляется предметноигровая среда. Поскольку при постановке важна декорация, необходимо, чтобы она была знакома, значительна на сцене и в игре, так как она создает настроение, «красивую правду и отражает объекты моделируемой реальности (К.С.Станиславский). Во втором случае педагоги и психологи видят истоки детского изобразительного творчества (рисунок, лепка, апплика-
ция) в игровой деятельности, в том числе в игре-драматизации (А.Н.Леонтьев, С.И. Мерзлякова, Б.М.Теплов, Е.Л.Трусова). Установлено, что воспроизведение и на его основе творческое воображение гораздо легче проявляется в игре, чем в изобразительной деятельности. Театрализованные игры включаются и в процесс овладения решени-
ем задач, например, задач-драматизаций, в которых раскрывается математическое содержание (Л.Б.Баряева, А.А.Столяр и др.) и т.д. Театрализованная игра используется на занятиях по развитию речи детей, построен-
ных на основе произведений художественной литературы (Д.В. Менджерицкая, М.А.Васильева, Е.И.Тихеева, Н.А.Ветлугина), где процесс восприятия литературного текста рассматривается как специфическое общение.
Большое значение для развития детей имеет «личная дистанция», речевые и неречевые компоненты при опосредствованном общении: мимика, жесты, «контакт глаз» (Г.Я.Кудрина, А.А.Леонтьев, Э.Холл). В то же время современное развитие техники позволяет использовать различные средства обучения для знакомства с удожественными произведениями, которые затем можно театрализовать.
Таким образом, занятия театральной деятельностью с детьми нетолько развивают психические функции личности ребенка, художественные способности, но и общечеловеческую универсальную способность к межличностному взаимодействию, творчеству в любой области. К тому же ребенка театрализованное представление - это хорошая возможность хотя бы ненадолго стать героем, поверить в себя, услышать первые в своей жизни аплодисменты.

Kryukova
 
 
Сообщений: 2
Зарегистрирован: 17 ноя 2011, 20:37

e-Commerce Partners Network

Re: Разностороннее развитие детей

UNREAD_POST JuchOK » 03 июл 2012, 11:08

Столько хитрых терминов, а суть в том, чтобы снять с учебных заведений функции обучения и воспитания, оставив вот эту невразумительную "театрализованную деятельность". Школа теперь занимается передержкой детей, и чтобы они не скучали, параллельным загаживанием мозгов.
Аватар пользователя
JuchOK
 
 
Сообщений: 17
Зарегистрирован: 02 июл 2012, 17:26

Re: Разностороннее развитие детей

UNREAD_POST harebell » 09 авг 2012, 18:33

Рождение ребенка - это самое важное, во всех отношениях, событие нашей жизни. Как правило, появление ребенка в семье все ждут с радостным нетерпением, детально обсуждая, что и как нужно сделать. Однако к этой радости примешивается еще и доля беспокойства и тревоги о том, какой будеть его жизнь и что ждет его в будущем. А будущее ребенка зависит, прежде всего, от личностных качеств родителей и их отношения к ребенку, а также от общественной среды, в которой он будет жить,и от полученных им знаний и жизненного опыта. Главную роль в развитии ребенка играет жизненный опыт его родителей и членов его семьи, так как они являются его первыми и главными учителями, и, если их жизненный опыт печален, то, вероятнее всего, такой же будет и его жизнь. Немаловажную роль в развитии ребенка играют опыт и знания, полученные им в школе, из книг, кино, программ телевидения..... А какой опыт приобретают наши дети, к примеру, из большинства программ телевидения, пропагандирующих секс и насилие, обжорство, пьянство и веселье?.... Но человек - это не приложение к желудну, а его жизнь - это не только праздник. И, как мне кажется, что именно родители должны изначально направить ребенка на благонравное развитие. И не важно, в каком кружке, студии или другом творческом образовании, будет заниматься ребенок. Главное, чтобы развивались его индивидуальные, созидательные творческие способности, а результат не замедлит себя ждать. Если ребенок будет развиваться в добре, а не во зле, тогда и сам будет счастлив, будут счастливы его родные и весь окружающий мир, набирась мудрости, свойственной только человеку.

harebell
 
 
Сообщений: 3
Зарегистрирован: 09 авг 2012, 12:04

Re: Разностороннее развитие детей

UNREAD_POST miVina » 10 окт 2012, 21:25

Наверное, немного отступлю от авторской мысли, если скажу, что немаловажная роль в развитии ребенка принадлежит детским центрам, кружкам и образовательным лагерям отдыха. Родители, конечно, это главное, но они не могут дать своему чаду все, что требуется, для этого и работают в стране образовательные учреждения, в том числе и дополнительного, внешкольного образования. Например, Технорама на Юго-Востоке, бесплатное госучреждение, в задачу которого и входит всестороннее развитие ребенка, с дошкольного возраста до ребят-выпускников. Если родители нацелены развивать своих отпрысков, они обязательно найдут возможность для дополнительного образования и обучения детей. Или, как пример, ДОЛ "Созвездия", лагерь, программы которого знакомят школьников с азами экономики и бизнеса, развивают в детях лидерские качества, творческую фантазию, выявляют музыкальные и другие таланты и т.д. Главное, дать возможность ребенку развиваться, не ограничивать его желания, а наоборот, мотивировать и стимулировать их.
Немного сумбурно получилось, хотелось многое сказать, а все не напишешь.
Аватар пользователя
miVina
 
 
Сообщений: 54
Зарегистрирован: 07 окт 2012, 21:39
Откуда: Москва

Re: Разностороннее развитие детей

UNREAD_POST Ke55trin » 02 ноя 2012, 15:47

Современные лагеря отдыха, на самом деле, дают ребенку очень много в плане его развития и, при этом, учитывают индивидуальные увлечения детей. Взять, к примеру, научно-образовательный Нанокемп с его образовательными чудо-программами, компьютерными лабораториями, занятиями по веб-дизайну, созданию сайтов, обработке цифрового фото и т.д. И плюс спортивные и оздоровительные мероприятия. Нанокемп для всестороннего развития ребенка в процессе активного отдыха на каникулах - это отличный вариант.
Чему бы грабли ни учили, а сердце верит в чудеса
Аватар пользователя
Ke55trin
 
 
Сообщений: 84
Зарегистрирован: 24 окт 2012, 13:45
Откуда: Россия
Медали: 2
Мама мальчика (1) Мама девочки (1)

Re: Разностороннее развитие детей

UNREAD_POST marisana » 15 ноя 2012, 13:07

Я для своего Егора нашла хороший детский центр с бесплатным обучением на сайте Суперинформ Baby. Это информационно-поисковый портал, на котором размещено много полезных сведений о детских лагерях, пансионатах, учреждения дополнительного образования и т.д. И мнение мам о них можно узнать, здесь есть и отзывы родителей.
Аватар пользователя
marisana
 
 
Сообщений: 63
Зарегистрирован: 06 сен 2012, 22:34
Откуда: Москва

Re: Разностороннее развитие детей

UNREAD_POST Lubimiza » 29 ноя 2012, 14:18

по поводу развития детей.
рекомендую посещение данного мероприятия http://psyconkor.com/seminar-free555.html о раннем развитии детей до 3-х.
ведущая - детский психолог.

Lubimiza
 
 
Сообщений: 3
Зарегистрирован: 29 ноя 2012, 14:12

Re: Разностороннее развитие детей

UNREAD_POST Lubimiza » 29 ноя 2012, 14:22

полностью согласна с harebell.
Мама — это весь мир для ребенка. Сначала малыш общается с ней как со всем миром, а потом, уже вырастая, начинает общаться с миром, как с матерью, доказывая, что достоин ее любви, принятия.
В раннем развитии обязательно должна участвовать мама, но к сожалению из за постоянного недостатка времени, мамы занимаются только уходом за малышом.
http://psyconkor.com/seminar-free555.html

Lubimiza
 
 
Сообщений: 3
Зарегистрирован: 29 ноя 2012, 14:12

Re: Разностороннее развитие детей

UNREAD_POST nicifiya » 05 дек 2012, 15:11

Не согласна. Не все мамы только ухаживают. Далеко не все. Посещение ребенком центра раннего развития, а потом различных секций и кружков, как здесь писали, в Технораме на Юго-Востоке, или поездки в лагеря с развивающими программами - это ведь тоже заслуга мамы. И ее желание дать своему ребенку как можно больше.
Аватар пользователя
nicifiya
 
 
Сообщений: 61
Зарегистрирован: 12 сен 2012, 22:32

Re: Разностороннее развитие детей

UNREAD_POST Terrizya » 13 янв 2013, 17:19

В такой лагерь, как Бэбикемп, ребенка с 3-х лет уже можно отправлять. Это как в детском саду, только круглосуточном. И программы рассчитаны на развитие малышей, и уход за ними хороший. Не каждого детя, еснно, отправишь. То мама не готова расстаться, то сам ребенок не подготовлен к разлуке. А по мойму, лучше потихоньку приучать, чтоб был посамостоятельнее.
Аватар пользователя
Terrizya
 
 
Сообщений: 49
Зарегистрирован: 15 сен 2012, 12:28
Откуда: Россия, Мск

След.

Вернуться в Воспитание детей...

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0